Полиция станет спецслужбой!

Сотрудник правопорядка скоро сможет выломать дверь в вашу квартиру по закону!
 
 
Не так давно в Петербурге, культурной столице, дело дошло до того, что некие молодые люди из неформального движения переворачивали машины ДПС в самом центре города, при этом даже с сотрудниками внутри! Любопытно откликнулись на это в своих комментариях пользователи Интернета. Лейтмотив их высказываний таков: может ли профессиональный пловец утонуть, купаясь в пруду? может ли пожарный задохнуться дымом, куря сигарету в постели? может ли баскетболист промахнуться мимо писуара? И главное: что же это за кадры у нас такие в милиции, что их при исполнении служебных обязанностей вместе с машиной переворачивают подростки? Эта комическая история говорит о том, что с милицией уже не считаются, потому боялись-боялись ее, а теперь решили с ней разобраться. Народ решил. Но тут сейчас у нас создается полиция. С зарплатой лейтеннанта в 33 тысячи рублей. И - с огромными полномочиями, которые нынешним милиционерам даже и не сняться!
 
Они констатируют
 
"Мы констатируем возрастающую агрессию и дерзость в поведении отдельных групп граждан, которые, переступая грань закона, применяют насилие в отношении сотрудников правопорядка", - заявил на заседании оперативного штаба МВД по профилактике правонарушений первый замглавы МВД Михаил Суходольский.
 
Это заявление последовало после целой серии нападений на милиционеров. В начале года группа "приморских партизан" совершила нападения на сотрудников милиции. Затем волна нападений прокатилась по всей России: преступления против сотрудников МВД совершались во Владивостоке, Астрахани, Сочи, Санкт-Петербурге, Москве. Последними событиями антимилицейской войны стали нападение на "жемчужного прапорщика" Вадима Бойко, известного своим жестоким поведением на разгоне митинга оппозиции, и акция активистов арт-группы "Война", которые в ночь на 17 сентября перевернули в центре Петербурга несколько автомобилей ДПС.
 
Такие полномочия можно доверить только профессионалу
 
Конечно же, Дмитрий Медведев именно из-за всех этих событий, из-за чудовищного недоверия населения к милиции, и решился на кардинальную реформу МВД. И даже на смену названия нашей народной. Но что мы видим в самом законопроекте "О полиции"? Она по своим юридическим возможностям встает чуть ли не вровень с ФСБ! Фактически возникнет еще одна спецслужба. Но с нюансами. Дело в том, что приставка "спец" в идеале обозначает своего рода существительное. То есть человек-спец. Но специалистов высокого уровня в абсолютно любой сфере не может быть много. А инструментарий спецслужб можно доверить только высокому профессионалу. Но в полиции, даже если МВД сократят на 20 процентов, все равно будет тьма народа - тысяч восемьсот! Получается, что опять-таки, во всяком случае для спецслужбы, там будет слишком много случайных людей и не профессионалов. Почему я все пишу именно про спецслужбу? Почитайте разбор законопроекта "О полиции" нашего постоянно эксперта, и поймете, что полицейским будут даны самые широкие полномочия, которые, как показывает практика, можно использовать не только с благими целями. И самое неприятное, что если это произойдет (грубое превышение полномочий, причем тотальное, по всей стране), то всевозможных "партизан" и "народных мстителей" станет в разы больше. 
 
Евгений КОЛЕСНИКОВ
 
 
Комментарий адвоката Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург», члена Правозащитного совета Санкт-Петербурга Иосифа Габуния:
 
Проект Федерального закона «О полиции», вынесенный на всенародное обсуждение, отличается о действующего закона «О милиции» большим количеством норм, провозглашающих приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако дальнейший анализ законопроекта показывает, что эти нормы носят декларативный характер и не подкреплены механизмом их реализации. Так, новый закон закрепляет за сотрудниками полиции ряд обязанностей. Для их исполнения полиция наделяется  правами, объем которых существенно превышает объем обязанностей. При этом нормы, регламентирующие права сотрудников, сформулированы таким образом, что создают огромные возможности для злоупотребления этими правами. В частности, многие нормы не конкретизированы, в них не указаны однозначно основания для использования сотрудником полиции того или иного полномочия, что позволяет расширительно толковать закон и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Например, законопроект наделяет сотрудников полиции правом беспрепятственно знакомиться со всеми документами организаций, производить их изъятие. Пользуясь этим правом, сотрудник может, по собственному усмотрению, без каких-либо законных оснований приостановить деятельность любого юридического лица. Также полиция вправе беспрепятственно проникать в жилое помещение при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление. При этом не указано, какая информация является достаточной для законного проникновения в жилище.
 
Отсутствие конкретики вновь открывает широкое поле для произвола. Кроме того, перечень прав, которыми наделена полиция, не является исчерпывающим, что приведет к неограниченному расширению его полномочия и позволит любые действия сотрудника признать законными.
В качестве принципов деятельности полиции законопроект называет открытость и обеспечение доверия граждан, но не предусматривает эффективных способов воплощения их в жизнь. Законопроект предусматривает возможность осуществления общественного контроля за деятельностью полиции со стороны Общественной палаты РФ, общественных советов при органах внутренних дел и общественных наблюдательных комиссий. Такие формы контроля существуют в настоящее время и не всегда оказываются эффективными.
 
Сегодня многим милиционерам удается избежать ответственности благодаря тому, что гражданин ничем не может доказать факт жестокого обращения с ним. Кроме того, зачастую он не может назвать ни фамилии, ни должности преступника в погонах. Устранить эту проблему можно с помощью нагрудной нашивки на форменной одежде сотрудника с указанием должности, фамилии и инициалов. Сотрудник полиции также должен иметь специальный жетон с указанием личного номера и подразделения, в котором он служит. В помещениях полиции, предназначенных для общения с гражданами, необходимо установить видеокамеры, обеспечивающие видеозапись. Однако законопроект не содержит таких норм. В то же время его принятие повлечет бессмысленные многомиллионные затраты на замену вывесок, табличек, бланков в связи с переименованием, однако суть деятельности от этого не поменяется.
 
Авторы законопроекта предлагают давать официальную оценку деятельности полиции на основе мнения граждан, при этом не раскрывают методику изучения и систематизации общественного мнения. Такой подход в очередной раз свидетельствует о декларативности большинства норм. Кроме того, представляется нерациональным возложение обязанности по изучению общественного мнения на само ведомство, а не на специализированные независимые институты. Серьезным препятствием в реализации принципа открытости является запрет для сотрудников ведомства на публичные высказывания и оценку деятельности полиции, в том числе и в СМИ.
Акцентирование внимания на укреплении доверия граждан приведет к тому, что отойдут на второй план основные задачи полиции – учет интересов граждан, обеспечение и соблюдение прав человека. Реализация этих задач может обеспечить рост доверия общества к правоохранительным органам, однако законопроект не содержит эффективного механизма их воплощения. 
Законопроект наделяет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел правом определения порядка реализации возложенных на полицию обязанностей и предоставленных ей прав, если он не урегулирован федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Учитывая общественную значимость института полиции, полагаю недопустимым предоставлять ей возможность определять порядок своей деятельности.
 
Наконец, ни один законопроект не сможет укрепить доверие граждан к правоохранительным органам, если вводить его в действие будут те же лица, которые управляют структурой сейчас. Поэтому такую реформу надо начинать, прежде всего, с замены руководящего состава.
 
Введение в действие закона в таком виде, в каком он вынесен на обсуждение, делает бессмысленной начатую реформу, поскольку фактически не вносит ничего нового в работу правоохранительной системы, а, наоборот, допускает нарушения прав граждан.