Адвокатские документы

 Об утверждении Административного регламента

исполнения территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации государственной функции по ведению реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений

На основании пункта 3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063; 2009, № 41, ст. 4765),  п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации государственной функции по ведению реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений.

2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. № 20 «Об утверждении Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений» (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2008 г., регистрационный № 11161);  приказ Министерства юстиции Российской Федерации
от 30 июля 2008 г. № 157 «О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2008 г., регистрационный № 12080).

Министр
А.В.КОНОВАЛОВ

Пояснительная записка

Регламент исполнения

Приложение №1 "Реестр"

Приложение №2-3 "Номера субъектов" - "Удостоверение"

Приложение №4-5 книги учета "бланков адвокатских удостоверений" - "выдачи адвокатских удостоверений"

Приложение №6-8 "Адреса субъектов" - "Блоксхемы" - "Справка"


Об утверждении формы ордера

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102) приказываю:
Утвердить прилагаемую форму ордера.

Министр
Ю.Л.ЧАЙКА

 


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 5 февраля 2008 г. N 20

Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта российской федерации и выдаче адвокатам удостоверений

На основании пункта 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2007, N 50, ст. 6285), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений.

2. Федеральной регистрационной службе (С.В. Васильев) обеспечить исполнение Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений.

3. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 211 "Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2002 г., регистрационный N 3672);

пункт 1 Изменений в нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 марта 2006 г. N 32 "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 20 марта 2006 г., регистрационный N 7597);

пункт 1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июня 2007 г. N 124 "О внесении изменений в Приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 211 и от 2 декабря 2003 г. N 306" (зарегистрирован Минюстом России 25 июня 2007 г., регистрационный N 9698).

4. Приказ вступает в силу с 1 марта 2008 г.

5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра В.В. Демидова.

Министр
В.В.УСТИНОВ

 


Приложение
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 5 февраля 2008 г. N 20

Административный регламент исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта российской федерации и выдаче адвокатам удостоверений

Извлечение

I. Общие положения

1. Административный регламент исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по ведению реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений (далее - государственная функция), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при ведении регионального реестра, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции.

2. Территориальный орган Федеральной регистрационной службы ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр) и выдает адвокатам удостоверения на основании пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", подпунктов 8, 9 пункта 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 183 (в редакции Приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 181 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 183", от 5 мая 2006 г. N 149 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 183").

3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

  • Конституцией Российской Федерации ;
  • Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон);
  • Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации";
  • Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы".

4. Государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими территориальных органов Федеральной регистрационной службы (далее - специалисты, ответственные за ведение регионального реестра).

5. При исполнении государственной функции по ведению регионального реестра территориальным органом Федеральной регистрационной службы (далее - территориальный орган) осуществляется внесение в региональный реестр сведений об адвокатах в связи с присвоением статуса адвоката, изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, приостановлением, возобновлением, прекращением статуса адвоката, изменением фамилии, имени и (или) отчества адвоката, а также исключение сведений об адвокате из регионального реестра в связи с изменением им членства в адвокатской палате.

6. Началом исполнения государственной функции по внесению в региональный реестр сведений об адвокатах в связи с присвоением статуса адвоката, изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, приостановлением, возобновлением, прекращением статуса адвоката, а также по исключению сведений об адвокате из регионального реестра в связи с изменением им членства в адвокатской палате является получение территориальным органом уведомления органа адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - адвокатская палата). Окончанием исполнения указанной государственной функции являются внесение соответствующих сведений в региональный реестр или отказ во внесении таких сведений, исключение сведений из регионального реестра или отказ в исключении таких сведений.

7. О присвоении претенденту статуса адвоката территориальный орган уведомляется квалификационной комиссией адвокатской палаты (статья 15 Закона).

О приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, изменении адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации территориальный орган уведомляется советом адвокатской палаты (статьи 15 - 17 Закона).

8. Началом исполнения государственной функции по внесению в региональный реестр сведений в связи с изменением адвокатом фамилии, имени и (или) отчества является получение территориальным органом заявления адвоката.

Окончанием исполнения указанной государственной функции является внесение соответствующих сведений в региональный реестр или отказ во внесении таких сведений.

9. Сведения об адвокате вносятся только в один региональный реестр (пункт 4 статьи 15 Закона).

10. На основании переходных положений Закона первичное формирование региональных реестров осуществлено на основании распоряжений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации о внесении сведений об адвокатах в региональные реестры, изданных в соответствии со списками членов коллегий адвокатов, представленными коллегиями адвокатов, образованными в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действовавшими на территории Российской Федерации до вступления в силу Закона (пункты 2, 3 статьи 40 Закона). В графе 3 регионального реестра проставлена дата приема лица в члены коллегии адвокатов.

11. На основании заключительных и переходных положений Закона (пункт 3 статьи 40) в реестровые дела адвокатов, являвшихся членами коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Закона, сформированы следующие документы:

  • личные заявления адвокатов о внесении сведений о них в соответствующий региональный реестр из коллегий адвокатов;
  • копии документов, удостоверяющих личности адвокатов;
  • анкеты, содержащие биографические сведения об адвокатах;
  • копии трудовых книжек или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности;
  • копии документов, подтверждающих высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности;
  • копии решений о приеме в коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу Закона.

12. Региональный реестр ведется по форме (приложение N 1) на бумажном и электронном носителях.
Региональный реестр на бумажном носителе прошивается, его листы нумеруются, сведения о количестве листов заверяются подписью руководителя территориального органа - главного государственного регистратора субъекта (субъектов) Российской Федерации (далее - руководитель территориального органа) и оттиском печати территориального органа.

13. Регистрационный номер адвоката в региональном реестре включает две составляющие (группы цифр), разделенные косой чертой, из которых первые две цифры - это номер субъекта Российской Федерации согласно приложению N 16; а вторая составляющая (третья и далее цифры) - порядковый номер записи при внесении сведений об адвокате в региональный реестр. Формирование второй составляющей регистрационного номера осуществляется путем сквозной нумерации независимо от года.

Регистрационный номер имеет следующий вид: N/N (например, 01/253, 35/2, 77/1486).

Регистрационный номер не может быть присвоен другому лицу, в том числе при исключении сведений об адвокате из регионального реестра или внесении сведений о прекращении статуса адвоката.

Регистрационный номер указывается на реестровом деле адвоката и в удостоверении адвоката.

14. Записи в региональный реестр на бумажном носителе вносятся специалистом, ответственным за ведение регионального реестра, от руки, четким разборчивым почерком.

При ведении регионального реестра не допускаются помарки, подчистки и неоговоренные исправления. Каждое внесенное в региональный реестр исправление заверяется подписью специалиста, ответственного за ведение регионального реестра.

15. Территориальный орган ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра (пункт 2 статьи 14 Закона).

16. Внесение в региональный реестр сведений о присвоении статуса адвоката, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, об изменении адвокатом членства в адвокатской палате, об изменении адвокатом фамилии, имени и (или) отчества, исключение сведений об адвокате из регионального реестра в связи с изменением им членства в адвокатской палате осуществляется бесплатно.

17. При исполнении государственной функции по выдаче адвокату удостоверения территориальным органом осуществляются выдача адвокатам удостоверений в связи с присвоением статуса адвоката, изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, изменением фамилии, имени и (или) отчества адвоката, утратой или порчей удостоверения, возврат адвокатам удостоверений при возобновлении статуса адвоката.

18. На основании пункта 5 статьи 15 Закона в случае изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации взамен сданного адвокатом удостоверения территориальный орган выдает адвокату документ, подтверждающий статус адвоката.

19. Началом исполнения территориальным органом государственной функции по выдаче адвокату удостоверения в связи с присвоением статуса адвоката, изменением адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, возобновлением статуса адвоката является внесение соответствующих сведений в региональный реестр на основании полученных от органов адвокатской палаты уведомлений, в связи с изменением адвокатом фамилии, имени и (или) отчества - внесение соответствующих сведений в региональный реестр на основании полученного от адвоката заявления, в связи с утратой или порчей удостоверения - получение соответствующего заявления адвоката.

Окончанием исполнения государственной функции по выдаче удостоверения является выдача адвокату удостоверения или отказ в выдаче удостоверения.

20. Территориальный орган выдает адвокату соответствующее удостоверение при внесении в региональный реестр сведений об адвокате в связи с присвоением статуса адвоката и сведений об адвокате в связи с изменением им членства в адвокатской палате (пункты 1 и 5 статьи 15 Закона).

Территориальный орган при внесении в региональный реестр сведений о возобновлении статуса адвоката возвращает адвокату удостоверение, ранее сданное им в связи с приостановлением статуса адвоката (пункт 3 статьи 15, пункты 5 и 6 статьи 16 Закона).

Территориальный орган выдает адвокату новое удостоверение в связи с изменением им фамилии, имени и (или) отчества, а также взамен утраченного или испорченного удостоверения.

21. Удостоверение выдается без ограничения срока по форме (приложение N 2).

22. Заполнение внутренней стороны удостоверения производится с помощью компьютерной техники, оборудованной лазерными или струйными печатающими устройствами, с использованием оптимальных шрифтов черным цветом с начертанием "курсив" или от руки тушью черного цвета четким разборчивым почерком.

23. При заполнении внутренней стороны удостоверения не допускаются помарки и подчистки. Удостоверение без необходимого оформления, с помарками и подчистками считается недействительным.

24. Территориальный орган ведет учет бланков удостоверений и выдачи оформленных удостоверений в книгах учета по формам (приложения N 3 и N 4).

Книги учета должны быть прошиты, их листы пронумерованы, сведения о количестве листов заверены подписью руководителя и оттиском печати территориального органа.

Ежегодно по состоянию на 1 января производится проверка наличия бланков удостоверений и соответствия их учетным данным.

25. Бланки удостоверений, удостоверения, сданные в территориальный орган в связи с приостановлением статуса адвоката, и книги учета хранятся в территориальных органах в несгораемых шкафах.

26. Удостоверения, возвращенные в территориальный орган, за исключением удостоверений, сданных в связи с приостановлением статуса адвоката, а также бланки удостоверений с испорченной внутренней стороной погашаются специальным штампом с надписью "Аннулировано" и не реже одного раза в год подлежат уничтожению с составлением акта произвольной формы.

27. Ответственность за соблюдение требований по оформлению, выдаче, учету, хранению и уничтожению бланков удостоверений возлагается на руководителя территориального органа.

28. Выдача удостоверения адвоката, а также документа, подтверждающего статус адвоката (в случае изменения им членства в адвокатской палате), осуществляется бесплатно.

 


О ведении реестров и выдачи адвокатских удостоверений

РЕШЕНИЕ
Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

17 июня 2008 г.
г. Санкт-Петербург

(протокол № 5)

В Совет Федеральной палаты адвокатов из адвокатских палат субъектов РФ поступает информация о возникающих вопросах в связи с применением Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Минюста России от 5 февраля 2008 г. № 20 (далее – Административный регламент).

Территориальными органами Федеральной регистрационной службы при решении вопроса о внесении сведений об адвокатах в реестр к адвокатским палатам предъявляются требования, противоречащие Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности).

Рассмотрев данную ситуацию, Совет ФПА отмечает:

1. Являясь институтом гражданского общества и неотъемлемой частью системы судопроизводства в Российской Федерации, адвокатура в отношениях с государством действует на основе принципов независимости, самоуправления и корпоративности. С учетом этих принципов законодатель специальным законом определил исключительные полномочия квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты по присвоению, приостановлению, возобновлению, прекращению статуса адвоката, изменению адвокатом членства в палате, а также порядок судебного обжалования решений указанных органов. При этом орган юстиции (регистрации) не наделен полномочиями отказывать адвокату во внесении в реестр адвокатов сведений о нем и в выдаче ему удостоверения.

2. Установленный п. 49–54 Административного регламента перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции по внесению сведений об адвокате в региональный реестр противоречит нормам Закона об адвокатской деятельности. К числу оснований для отказа отнесено несоблюдение объема пакета документов и их формы, а также сроков их представления. Вместе с тем законом предусмотрена обязанность адвокатской палаты направлять в органы юстиции (регистрации) только уведомления о приобретении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, изменении им членства в адвокатской палате.

3. Установленные Административным регламентом требования к документам на адвокатов позволяют сотрудникам органов юстиции (регистрации) произвольно оценивать правильность их оформления и необоснованно отказывать во внесении в реестр сведений об адвокате и в выдаче ему удостоверения. Таким образом, создается препятствие для осуществления адвокатом профессиональной деятельности.

Реализация решения адвоката приостановить адвокатскую деятельность в связи с неспособностью более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности ставится в зависимость от усмотрения органов юстиции (регистрации), требующих документального подтверждения причин.

Административный регламент возлагает исключительно на президента адвокатской палаты обязанности по оформлению документов, что противоречит практике делопроизводства (документооборота) в учреждениях и организациях. В соответствии со ст. 33 Закона об адвокатской деятельности выписку из протокола заседания квалификационной комиссии вправе подписать секретарь квалификационной комиссии.

Игнорируются полномочия совета адвокатской палаты по распределению обязанностей между членами совета, а также право президента адвокатской палаты возложить обязанности по оформлению документов на сотрудника адвокатской палаты, не учитывается возможность отсутствия президента по уважительным причинам и временное возложение обязанностей президента на других членов совета адвокатской палаты.

Истребование копии решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката в порядке дисциплинарного производства противоречит нормам Кодекса профессиональной этики адвоката о неразглашении материалов дисциплинарного производства. Содержащаяся в решении совета информация основана на решении квалификационной комиссии, принятом в закрытом заседании.

В связи с этим Совет рассматривает указанные требования как не соответствующие Закону об адвокатской деятельности, выходящие за пределы предоставленных органам юстиции (регистрации) полномочий по контролю в сфере адвокатуры.

Оценивая сложившуюся ситуацию, Совет Федеральной палаты адвокатов
РЕШИЛ:

1. Направить обращение в Министерство юстиции РФ с предложением внести соответствующие изменения в Административный регламент. Проинформировать Минюст России о намерении ФПА РФ обжаловать в судебном порядке положения Административного регламента в случае неустранения требований, противоречащих законодательству об адвокатуре.

2. Рекомендовать адвокатским палатам на период до принятия необходимых изменений в Административный регламент исполнение требований органов юстиции (регистрации) о представлении документов осуществлять с учетом изложенной позиции Совета Федеральной палаты адвокатов и требований Закона об адвокатской деятельности.

Обо всех фактах игнорирования органами юстиции (регистрации) положений и требований Закона об адвокатуре информацию направлять в Совет Федеральной палаты адвокатов.

3. Направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов РФ.

4. Опубликовать настоящее решение в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

Президент Федеральной палаты адвокатов 
Российской Федерации
Е.В. Семеняко